Д И Т Я Ч А _А Р Т - Т Е Р А П І Я


 

  Как заниматься арт-терапией с ребенком? Краткое руководство по арт-терапии.

Арт-терапия, в дословном переводе, это терапия с помощью искусства.

Обычно подразумевается изобразительное искусство. Но данное направление можно рассматривать шире: любое искусство может быть инструментом для коррекции, будь то рисование, лепка или танцы.

 

Как это работает?

Арт-терапия, при правильном использовании, может давать потрясающие результаты. Для начала опишу случай из практики: существует оборудование, преобразующее движения человека в музыку. Подвигал, скажем, пальчиком, а в ответ слышится какой-то звук. Подвигал другим – новый звук.

Таким образом, можно «слышать свои движения», а кроме этого, делать движения «более гармоничными» по звучанию или вообще создавать свои музыкальные произведения.

Так вот результаты, которые приносит такая терапия для детей с ДЦП (детским церебральным параличом), просто потрясают! Малыши воспринимают это как чудо! Они, превозмогая свои телесные недуги, стараются двигаться еще и еще, получая вознаграждение в виде музыки. За несколько сеансов малыш, который не мог даже поднять ручку, научался не просто ее держать, а еще и манипулировать пальчиками.

Но это пример, где использовано специальное оборудование.

 

А за счет чего же работает обычная арт-терапия?

Дело в том, что психика человека состоит из двух частей: сознательной и бессознательной. И детская психика не исключение. Все переживания, травмирующие события, неприятные эмоции, если они не были гармонично прожиты, через какое-то время перемещаются из сознания в бессознательное. Оттуда они появляются в виде страхов, кошмаров, повышенной капризности или возбудимости.

И еще есть защитные механизмы психики, которые, как воины, оберегают от постоянного осознания неприятных переживаний. Но они же и мешают с ними работать. Ведь малышу невозможно объяснить, что бояться врачей не стоит, что страшных монстров на самом деле нет, что Вы никуда не уйдете и обязательно заберете его из детского сада.

Так вот для работы с такими «неприступными» переживаниями и нужна арт-терапия. Она позволяет мягко и деликатно, в игровой форме обойти защитные механизмы, понять: какие переживания есть у малыша, и также ненавязчиво их скорректировать.

Еще одним неоспоримым плюсом в данном случае является возраст «клиентов». Дело в том, что взрослый человек уже скован имеющимися у него установками: «я рисовать не умею», «слон должен быть обязательно похож на слона», «если я это нарисую, то все сразу поймут, что со мной что-то не так». Он защищается от вторжения в свой внутренний мир, так как боится показаться смешным, нелепым или слабым.

Так поступают взрослые, но только не детки! Если они еще не успели приобрести взрослые установки, то будут с восторгом рисовать слона на двух ногах с ушами, как у зайца; будут лепить домик, и неважно, что он получается косым. Они еще не боятся показаться какими-то не такими. И в этом их огромное преимущество: они открыты для изменений.

Также именно благодаря юному возрасту малышей, терапия искусством оказывается для них столь эффективной. Они действительно «вживаются» в роль, которую играют в специальной сказке, они действительно верят, что если нарисовать свой страх, а потом спрятать его в «ловушку для страхов», то он там и будет. И ведь они совершенно правы! Главное, это вера в достижение успеха. А если она есть, то любой метод будет эффективным.

Сразу оговорюсь, что проблемы могут быть разной степени. Арт-терапия подойдет для коррекции каких-то временных трудностей, с которыми столкнулся эмоционально благополучий малыш. В том случае, если проблемы серьезные, если они носят устойчивый характер, то требуется очная психологическая работа со специалистом. 

 

Какой может быть арт-терапия?

 

Рисование.

Этот метод наиболее известен и применяется также для диагностики эмоционального состояния малышей. Очень распространены рисуночные тесты: «моя семья», «дом-дерево-человек», «несуществующее животное». Однако сейчас речь пойдет именно о коррекции состояния, а не о диагностике.

Самый простой способ – это дать малышу простор для фантазии и не вмешиваться. Я думаю, его и так применяют все родители. Однако очень важно именно не вмешиваться в процесс рисования. Разумеется, что Вы знаете, как лучше, красивее и правильнее нарисовать солнце. Или Вашего кота. Но сейчас работаете не Вы, а Ваш малыш. Поэтому очень важно сдерживать все свои порывы вмешаться и показать, как «надо». Исключения составляют те случаи, когда вы рисуете вместе изначально. То есть это ваша общая картина.

Вы можете рисовать страх малыша. Здесь как раз лучше, чтобы Вы были рядом и участвовали в процессе. Однако тоже в меру.

Задача: нарисовать то, чего малыш боится. Пусть он рисует, а Вы ему помогаете. Либо наоборот: Вы рисуете, а малыш закрашивает, добавляет и дорисовывает, если он еще маленький и ему сложно рисовать самому.

Затем есть несколько вариантов:

1. Вы говорите: «Сейчас мы этот страх вместе с тобой сложим, и уберем в волшебную шкатулку. Потом поставим ее вот сюда. И ты сможешь всегда взять этот рисунок, может быть, дорисовать что-то, может просто убедится, что он на месте, а не у тебя внутри». Это позволяет малышу увидеть свой страх и совершить с ним какие-то манипуляции. А то, чем можно управлять, уже не такое страшное.

2. Вы вместе дорисовываете рисунок так, чтобы он стал смешным. Или добрым. Пририсовываете бантики, усики, шляпки или воздушные шары. Одеваете страху заячьи белые ушки или пятачок. Главное, чтобы на смену пугающему образу пришел позитивный.

3. Вы делаете страх маленьким. Берете и приклеиваете к этому листу еще 8 других, так чтобы исходный оказался в центре. И тогда страх становится в 10 раз меньше. А вокруг рисуете что-то уютное, теплое. И страху там становится неудобно. Или он сам начинает бояться нового места.

4. Вы стираете страх. Но для этого его нужно рисовать карандашом. И говорите малышу, что стирая страх на листе, он также стирает его в своем внутреннем мире. 

Вы можете фантазировать и придумывать свои методы изменения страхов. Однако принцип должен быть одним и тем же: сначала увидеть свой страх, а затем что-то с ним сделать. 

Музыкальная терапия.

Она подразделяется обычно на активную (когда малыш сам играет) и пассивную (когда просто слушает музыку). Пассивная больше подходит как сопровождение другим видам терапии, например рисованию, танцам, сказкотерапии и пр. А сейчас поговорим о некоторых аспектах активной музыкотерапии.

Для этого Вам понадобятся музыкальные инструменты. Это не обязательно должны быть какие-то настоящие инструменты. Ударные можно сделать из чего угодно. Также можно добавить «сыпучих» (в банки или бутылки насыпать крупу), любые игрушки издающие звук тоже подойдут.

И вы разыгрываете сценку, где вместо слов вы используете музыку. Например: «Малыш с мамой гуляют (звучат какие-то приятные звуки), малыш падает и разбивает коленку (ударные), потом приходят в поликлинику (сыпучие, тревожные звуки), потом малыш с мамой идут к доктору, который обрабатывает ранку (ударные).

Потом малыш с мамой дуют на ранку. Малыш уже взрослый и не боится (Для мальчиков – он мужественно терпит). Очень важно, чтобы Вы при этом проговаривали те чувства, которые в каждый момент звучания испытывает малыш. Например: «Ты упал, тебе больно и страшно. И судя по тому, как мы бьем по кастрюле, еще и немного обидно».

Этим Вы поможете малышу лучше понять, что он чувствует в такой момент. А заодно покажете, что понимаете его состояние. Как и в любом другом варианте терапии, все должно заканчиваться на позитивном настроении. В данном случае сценка завершается смелым преодолением трудностей и какими-то радостными звуками.

Лепка.

Для этого Вам понадобится любой материал, из которого можно лепить: глина, тесто, пластилин. Вы можете лепить какие-то картины (тогда это будет просто выражением текущего эмоционального состояния), можете лепить страхи или переживания. Главный принцип, который здесь работает, такой же, как и в описанных ранее. Сначала создаете образ проблемы, потом трансформируете его во что-то более мирное или веселое. Можете слепить коллекцию разных эмоциональных состояний. 

Песочная терапия.

Для этого требуется организовать «домашнюю песочницу». Это может быть ящичек или коробка с наполнением. Песок можно заменить любыми другими сыпучими материалами (гречка, рис, манка). Здесь можно также как и в предыдущих методах или просто играть, или же работать со страшилками, грустилками и обижалками.

Последние два метода объединяет дополнительный плюс: они задействуют мелкую моторику, а ритмичное воздействие на пальцы и ладони само по себе оказывает успокаивающее действие. По этому принципу мы для успокоения крутим что-то в руках, перебираем бусы и пр.

Танцевальная терапия.

Через тело можно также работать с психикой. Тело является как бы экраном, на котором отображаются все наши эмоциональные переживания, страхи, недовольства. Они фиксируются в виде соответствующих мышечных напряжениях, зажимах. Воздействуя на тело, можно влиять на эмоциональное состояние. Поэтому так важно, чтобы тело имело возможность на «самовыражение».

Вы можете устраивать танцы на разные состояния: вот танец злости, вот печали, а вот – радости. И пусть это будут самые необычные танцы. Пусть со стороны это выглядит как дикие прыжки, нелепые дергания и неуместные гримасы. Главное – позволить своему телу делать под музыку те движения, которые хочется.

Такая эмоционально-телесная импровизация. Причем главное, чтобы Вы, взрослый, смогли себе это позволить. Тогда и малышу будет проще раскрепоститься и танцевать от души. Здесь нет понятий «красиво, правильно, эстетично». Здесь есть только ощущение своего тела.

 

Что нужно, чтобы терапия удалась?

 

Ваше открытое участие и поддержка, но не руководство и вмешательство.

Специально выбранное время. Необходимо, чтобы Вы не были ограничены во времени, и у малыша была возможность заниматься столько, сколько потребуется. Начинать занятие с условием, что Вам через полчаса нужно будет кушать или спать, не стоит.

Подготовленное пространство. Необходимо, чтобы место для работы было специально подготовлено. Если это рисование, то пол застелен клеенкой, малыш одет в одежду, которую не жалко пачкать, а все ценные предметы спрятаны подальше. Если это музыка или танцы, чтобы была возможность шуметь, прыгать и пр. На типичное замечание: «У меня же соседи» можно только возразить: «Но у Вас и ребенок». Кто для Вас важнее? Ваш малыш или соседи?

Ваша вера в то, что все это поможет Вам с крошкой справиться с трудностями. Сами малыши в это верят, и это действительно работает. Стоит поучиться этому у Ваших детей. Ведь и самому быть ребенком иногда очень здорово.

 

 

 

Выполнено:

Психолог                                                Е.В. Царёва

 

 

 

А Г Р Е С И В Н А _ Д И Т И Н А


 

Агрессия, к сожалению, окружает нас и наших детей. Агрессивность в поведении человека может быть защитной, часто «агрессивными» называют детей, «неудобных»,у которых проблемы в общении со сверстниками и со взрослыми. Почему ребенок становится агрессивным, всегда ли причинами такого поведения являются внешние факторы, что в таком случае делать родителям, как помочь?

 

Признаки агрессивности:

– ребенок вспыльчив, непокорен, непредсказуем, по характер, самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

 

Причины агрессивного поведения:

Нарушения эмоционально-волевой сферы:

– неумение ребенка управлять своим поведением;

– недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.

Неблагополучная семейная обстановка:

           -- непринятие ребенка, начиная с его несвоевременного нежелательного прихода в мир, заканчивается неприятием личностных и физических особенностей;

           -- гиперконтроль (желание освободится от гиперопеки;

          -- отсутствие контроля и внимания со стороны родителей, в условиях тотальной занятости родителей у ребенка возникает чувство ненужности;

           -- неуважительное, пренебрежительное отношение к детям, унижение гордости, сравнение с другими;

-- запрет на физическую активность;

-- запрет на личностное самовыражение;

– отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;

– нет единства требований к ребенку;

– ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

– физические (особенно жестокие) наказания;

– асоциальное поведение родителей;

– плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;

  • ·                   Личностные:

-- особенности темперамента (агрессия – холерики);

-- возрастные кризисы;

-- неуверенность, заниженная самооценка, агрессия, как средство повышения самооценки;

-- чувство вины и стыда, «освободится от пут»;

  • ·                   Ситуативные: переутомление, нервное напряжение, стрессовая ситуация, ситуация новизны, негативное влияние окружения, эмоциональное возбуждение.
  • Трудности обучения.
  • Психологический климат в дошкольном учреждении.

 

 

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ

  Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.

Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).

Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».

Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.

В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.

1 ш а г – стимуляция гуманных чувств:

– стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

– учите его не сваливать свою вину на других;

– развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Например:

« Миша, неужели тебе не жалко других детей?»

« Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».

Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок.

Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)

2 ш а г – ориентация на эмоциональное состояние другого.

Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

Например:

«Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»

Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»

«Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».

3 ш а г – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:

– помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;

– постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

– стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;

– стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;

– чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

– чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;

– объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

– расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.

– спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;

– объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

Например:

Ты стукнул Веру потому, что …, а ещё почему?

Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка (или незлое) изобрази! Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?»

Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения. «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»

 

 

Стратегии коррекции агрессивного поведения детей

 

         Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

– помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;

– учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;

– учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;

– учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;

– стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

         Стратегия на переключение состояния:

– стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.

         Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:

– у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;

– у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.

 

Игры для агрессивных детей

 

Воробьиные драки (снятие физической агрессии).

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Минута шалости (психологическая разгрузка).

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии).

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Каратист (снятие физической агрессии).

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Боксер (снятие физической агрессии).

Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).

Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

Клоуны ругаются (снятие вербальной агрессии).

Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней.

         «Жужа, жужа, выходи,

         Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки. топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

Маленькое привидение (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).

Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры привидения превращаются в детей.

«Брыкание».

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Кукла «Бобо».

Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Вы можете сделать ее сами, например из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» – и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни. Важно! Не используйте для этих целей готовую игрушку, изображающую зверюшку, малыша – «Бобо» д.б. немного обезличена.

Драка.

«Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»

«Уходи, злость, уходи!».

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты.

Важно! Все игры должны заканчиваться позитивно, нужно помочь ребенку (или группе детей) успокоиться. Особенно внимательно стоит отнестись к гиперактивным детям – им тяжело «переключаться» с одной эмоции на другую, «переходит» из возбужденного состояния к спокойному.

 

 

Выполнено:

Психолог                                                                    Е.В. Царева

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ _ ГОТОВНОСТЬ_ ДЕТЕЙ_ К_ ШКОЛЕ

 

«Наше задание не в том, чтоб сделать себя необходимыми

нашим детям, а наоборот, в том, чтобы помочь им

по возможности скорее обходится без нас» К.О. Конради

 

     Одним из самых важных показателей психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование психологической готовности к школьному обучению. По сути ее становление свидетельствует о том, что период дошкольного детства закончен.

     В сложном комплексе качеств, из которых состоит такая готовность, можно выделить такие основные составляющие: мотивационную, умственную и эмоционально-волевую.

   Большинство детей к окончанию дошкольного возраста стремятся стать школьниками, связывая это желание прежде всего с внешними признаками изменения своего статуса (портфель, форма, собственное рабочее место, новые друзья.) Прежде всего настоящая мотивационная готовность определяется познавательной направленностью дошкольника, которая развивается на основе свойственной детям любознательности, приобретая характерные черты первых познавательных процессов: желание познавать новое, что представляет собой школа, желание изучить грамоту, научится читать.

    Если такая познавательная активность не сформирована, детей прельщают разные несущественные мотивы, связанные с восприятием школы как места для развлечений, что приводит к неспособности ребенка взять на себя обязанности ученика.

    Обучение в современной школе требует так же умственной готовностидетей. Они должны прийти в школу с определенным количеством знаний и умений, а главное – с развитым восприятием и мышлением (они должны совершать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), которые дают возможность систематически наблюдать за предметами и явлениями, выделять из них существенные особенности, размышлять и делать выводы.

Кроме того, дети должны владеть начальными учебными умениями (концентрировать внимание не на результате, а на процессе учебных заданий).

Большую роль играет эмоционально-волевая готовность умение дошкольника свободно управлять своим поведением, познавательной активностью, направлять ее на решение учебных задач.

    Обучение в школе должно быть источником позитивных эмоций, которое поможет найти свое место среди одногодок, поддержит уверенность в себе, в своих силах. Важно, чтобы эти позитивные эмоции отождествлялись с самой учебной деятельностью, ее процессом и первыми результатами.

    Особенно часто обнаруживается недостаточная сформированность отдельных компонентов психологической готовности. Следовательно, родителям целесообразно было бы посодействовать процессу подготовки ребенка к учебе.

    У шестилетних детей ещё сохраняется присущие дошкольной возрастной особенности мышления: у них доминирует мимолетная память, в результате чего они запоминают не то, что нужно, а то, что интересно; специфика внимания приумножает продуктивное исполнение определенной работы, не более как на протяжении 15-20 минут; особенности мышления определяют стремление все в наглядно-образном и наглядно-действенном аспектах.

    Познавательные мотивы в этом возрасте ситуативные и нестойкие, во время учебных занятий они появляются и поддерживаются только усилиями учителя.

    Оценивание учебной работы воспринимается как оценивание качества личности, а поэтому негативное отношение к ребенку, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, могут повлиять на появление тревожности, дискомфорт, аппатию, а главное – нежелание ходить в школу. Своевременная похвала поможет снять у ребенка эмоциональное напряжение и лучше пройти процесс адаптации к школьным условиям.

    Цель достигается намного эффективнее в случае игровой мотивации. Формирование волевых качеств тесно связана с воспитанием мотива достижение цели и методов учебно-воспитательной работы.

    Следует учитывать, что характер в этом возрасте только формируется. Из-за недостаточной сформированности волевых процессов наблюдается импульсивность поведения, капризность, упертость. В поведении детей четко просматриваются особенности их темперамента, обусловленные особенностями нервной системы, большинство юных школьников любознательные, непросредственные и чуткие в выражении своих эмоций отношении к окружающим.

    Переход в школу является переломным моментом в жизни ребенка. Так как происходит переход к новому способу жизни и условиям жизнедеятельности, нового положения в обществе, новых взаимоотношений, как со взрослыми, так и с детьми. Следует учитывать, что отличительная черта положения школьника состоит в том, что с этих пор учеба является для него обязательной деятельностью. И ребенок должен знать, что теперь он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Как известно, что качество учебной работы школьника оценивается учителем, и эта оценка влияет на отношение к нему окружающих, родителей, одноклассников.

    Безусловно, все дети проходят через трудности при адаптации к новых условиям обучения и воспитания. Следует учитывать, что обучение в школе может вызвать некий дискомфорт для психического здоровья школьника. Это связано, во-первых, с определенными стрессовыми состояниями, которым подвержен школьник (в зависимости от индивидуальных особенностей это может быть постоянные критические замечания в адрес ребенка, которые в свою очередь вызывают страх унижения, ограничения во времени, что приводит к страху не успеть выполнить задания в отведенное для этого время) Во вторых, с большим количеством информации, которое приходится перерабатывать школьнику. В третьих, нерациональная организация выполнения домашнего задания дома (ребенок не успевает отдохнуть, возобновить силы, вследствии чего возникает постоянное состояние усталости и заторможенности). Таким образом дети напряжены, как психологически (неопределенность, тревога, ощущение дискомфорта и другое), так и физически (новый режим дня, повышение нагрузок). Все перечисленное может привести к некоторым последствиям, которые в первую очередь влияют на процесс обучения. Поэтому в этот период от родителей необходима как моральная, так и психологическая поддержка в процессе адаптации.

    Родителям будущего первоклассника необходимо учитывать, что именно психологическая готовность к обучению обеспечивает адаптацию ребенка в школе. Отметим, что позитивно влияет на адаптацию:

  • Своевременный переход от игры к обучению;
  • Посещение дошкольных учреждений, т.е. наличие навыков общения со сверстниками;
  • Правильное воспитание в семье;
  • Понимание ребенка своего положения школьника, так же подготовка со стороны родителей, объяснения обучения в школе на личном примере;
  • В подготовке к возможным проблемам, которые могут возникнуть в процессе воспитания, при этом акцент делается на то, что упорство и трудолюбие помогут в преодолении этих трудностей.

Первые месяцы обучения ребенка может возникнуть много вопросов у родителей, самые распространенные из них: как помочь ребенку в обучении? Как приучить к самостоятельности выполнения домашнего задания?

Родителям следует запомнить следующие правила:

  1. Необходимо родителям знать темп работы своего ребенка, чтоб он мог работать в оптимальном для него темпе. Задача родителей - поддерживать этот темп (например, медленное выполнение задания «охладевает» ребенка, а быстрое – создает нервную обстановку и становится причиной быстрого утомления.
  2. Часто школьникам необходима не столько помощь по какому-нибудь предмету, сколько помощь в уточнении учебной ситуации. Родителям нужно рассмотреть, в чем заключается их помощь.
  3. При допущении ребенком ошибки взрослый должен сделать так, чтоб ребенок сам нашел эту ошибку, а не указывать на неё. Для того, чтобы помочь ребенку найти ошибку, взрослый может упростить задание, решив которое смог бы самостоятельно найти свою ошибку.

В то же время родители должны учитывать свои особенности, которые могут «навредить» ребенку в процессе адаптации к школе:

  • У быстрой и подвижной матери может возникнуть раздражение медленный ребенок: «Быстрее!». Ребенок спешит, торопится и снова ошибается. В таком случае следует запастись терпением и подстроится под ритм ребенка
  • Если в семье в отношении кого-то используется агрессивно-диктаторский стиль отношений, то он проецируется на ребенка. Это приводить к страху ребенка быть наказанным и обиженным
  • Если родители находятся в разводе, то матери следует удержаться от комментариев на тему: «Ты такой неповоротливый, как и твой отец». Такое отношение к ребенку может вызвать ощущение неполноценности.
  • У всегда недовольных всем родителей растет тревожный ребенок, который во всем родительском недовольстве видит свою вину.
  • Б.С. Волков разработал общую стратегию поведения родителей с целью помощи детям для их более успешного обучения. Для этого необходимо:
  • Установить такие отношения с ребенком, которые наполнены теплотой, заботой и любовью;
  • Изучить реальные возможности своего ребенка и вселять в него веру в успешность своих действий;
  • Подводить детей к тому, что можно выполнять не только домашние, но и дополнительные задания;
  • Контроль за действиями ребенка должен быть авторитетным (как проявление родительской любви);
  • Поддерживать и стимулировать интерес ребенка к знаниям, обсуждать вместе с ними прочитанные книги, обсуждать разные интеллектуальные и познавательные процессы;
  • Уметь выслушать ребенка, приводить пример вежливого и располагающего общения.

Психологическое напряжение проходит через полтора-два месяца. Если взрослый находится рядом с ребенком, спокойно и планомерно совершает режимные моменты, предоставляет правильную, в том числе психологическую помощь ребенку, то его напряжение падает. После снятия психологического напряжения стабилизируется и физическое состояние ребенка. Избегаются перенагрузки, утомление, понижение трудоспособности. Кроме того, стремление к позитивных взаимоотношений со взрослыми организовывает поведение ребенка: он обращает внимание на их мысли и оценки, пытается придерживаться правил поведения.

Учебная деятельность в современной школе требует от учеников высокого уровня умственной активности, которое определяется через развитие когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения)

Далее приводится пример упражнений, которые будут содействовать развитию познавательных процессов дошкольников. Они предлагаются родителям для успешной подготовки ребенка к школе.

 

Упражнения для развития восприятия

Сначала вхождение в учебный процесс воспринимается шестилетками достаточно развито (им свойственна высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются в цветах). Но их восприятие ещё слабо диференциировано, они не умеют делать целенаправленного анализарезультатов восприятии, отличать среди них главное, важное, их восприятию свойственна выразительная эмоциональность. Вкрапления их в процесс обучения содействует формированию у них такого вида деятельности, как наблюдение. Во время обучения можно обеспечить повышение скорости процессов восприятия, расширить объем их запоминания. Вместе с упомянутыми количественными изменениями в развитии восприятия шестилеток происходят и качественные изменения. Они являются определенными образованиями структуры восприятия, возникновением новых особенностей, которые говорят о увеличении их познавательной активности. Для того, чтоб укрепить связи в коре головного мозга и повышался уровень восприятий, нужно развивать наблюдательность набором упражнений

 

Упражнение для развития точности восприятия

Родителям предлагается на протяжении нескольких секунд продемонстрировать детям карточку или рисунок, на котором изображены 8 листиков желтого и зеленого цветов, и задать ребенку следующие вопросы:

- каких цветов больше – желтых или зеленых?

- всего листиков больше или меньше пяти?

Родители на протяжении нескольких секунд демонстрирует ребенку карточку или рисунок на котором изображены 12 шариков трех цветов. Шарики одинаковы по размеру. Ребенку дается задание ответить на вопросы:

- каких цветов шарики?

- каких больше?

- каких меньше?

 

Упражнение для тренировки объема зрительного восприятия

На листке бумаги родителям предлагается написать слоги слов. Ребенок рассматривает их на протяжении минуты. Родители ставят перед ребенком задание: составить самое короткое слово из предложенных слогов; составить как можно больше слов, которые обозначают названия растений и животных.

Ориентировочные наборы слогов: ра-к, ма-к, ле-в, со-м, ду-б, пе-с, ко-т, жа-ба, ко-ро-ва, ро-маш-ка.

 

Упражнения для развития внимания

Характерной особенностью в шестилетнем возрасте является неразвитое внимание. У них доминирует мимовольное внимание, направленное на новые, неожиданные, увлекательные объекты. Слабость тормозных процессов в этом возрасте обуславливает и такую черту внимания детей, как неустойчивость. Выполняя определенные виды упражнений можно достигнуть их стойкости

 

Упражнение для развития объема и переключения внимания

Родители предлагают ребенку внимательно рассмотреть комнату и найти 6 предметов, которые включают в себя геометрическую форму (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), которые имеют определенный окрас (красный, зеленый), которые выполнены из материала (дерево, пластмасса, стекло, металл).

 

Упражнение для расширения и сужения внимания

Гуляя родители предлагают внимательно рассмотреть витрины магазинов (продуктового, канцелярского, промышленного). Потом предлагается перечислить увиденные в витрине предметы. Родители говорят слово «витрина», а ребенок отображает увиденную вещь и так по очереди. Потом проходит в обратном направлении : от наименьшей детали к целой.

 

Упражнения для развития памяти

Память шестилеток развивается прежде всего в направлении усиления ее свободы, повышения ее способностей, осмысленного управления нею и увеличения объема смысловой и словесно- логической памяти

В этом возрасте выражается выраженное изменение соотношения мимолетного и свободного запоминания в сторону повышения роли последнего. Следует отметить. Что при умелом управлении их учебной деятельностью дети уже могут выделять в понятном для них материале опорные мысли, связывать их между собой и благодаря этому успешно запоминать. Развивается так же при этом способность отображения материала. Улучшать память шестилеток можно используя определенный набор упражнений.

 

Упражнение для развития слуховой вербальной памяти

Родителям предлагается зачитать ребенку список из 12 несвязанных между собою слов: гора, иголка, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, правда, нога, ваза, радуга.

Ребенок устно отображает то, что запомнил.

Данное упражнение можно модифицировать, предложив ребенку 12 слов, которые имеют разную эмоциональную окраску: каникулы, радость, окно, дерево, парта, война, мел, смех, горе, драка, солнце, дождь.

Родители определяют количество отображенных слов и их эмоциональную окраску, что может являться дополнительной информацией о эмоциональном состоянии ребенка.

 

Упражнение для развития ассоциативной памяти

Родители зачитывают 12 слов и просят представить себе образ, связанный с каждый этим словом. Задание ребенка- создать в воображении некоторую цепочку событий, где каждый следующий образ, связанный со словом, имел бы связь с предыдущим. Желательно, чтобы получился рассказ или маленькая история.

Наборы слов: дерево, верблюд, воздух, цветок, площадка, галстук, кино, справедливость, камень, ключ, весы.

 

Упражнения для развития мышления

Именно в этот период происходит переход от наглядно-образного, конкретного мышления, свойственного дошкольникам к понятийному, научно-теоретическому мышлению. Конкретность мышления шестилеток определяется прежде всего тем, что во время рения мыслительной задачи они выходят с заявленных словами конкретных предметов, их изображений или представлений (котики, зайчики, конфетки, а не 1,2,3).

Им легче проанализировать конкретный факт и сделать из него конкретные выводы, чем привести пример к общему положению. Используя данные упражнения, можно развить операцию анализа и синтеза, абстракции и обобщения в соотношении конкретно-образных и абстрактно-словесных компонентов, вырабатывая гибкость мышления.

 

Упражнение для развития сообразительности и эрудированности ребенка

Родители дают ребенку задание:

- назвать три слова, которые начинаются с букв м, г, д;

- назвать 4 животных на букву с;

- назвать 4 ягоды на букву к;

- назвать 5 городов на букву р;

- назвать 3 цветка на г или на м;

- назвать 4 страны на букву а;

- назвать 6 имен на букву в.

 

Упражнение для развития творческого мышления

Родители предлагают ребенку три слова, не связанные между собой по содержанию. Например, озеро, карандаш, медведь или весна, дерево, окно. Детям нужно составить как можно больше предложений с этими словами.

 

Упражнения для развития речи

В начале школьного периода ребенок уже владеет некоторым словарным запасом и речевой грамотностью. Новым в формировании речи является осознанное употребление разных форм слова, овладение грамматикой письма, увеличение количества слов и предложений в письменных работах, увеличение скорости письма и его качества. Усвоению письма необходимо овладеть навыками чтения, успехи в котором зависят от родителей, которые должны заинтересовать ребенка детскими книжками, стимулируя запоминать рисунки и буквы, которые им соответствуют. Используя некоторые упражнения можно развивать у ребенка как речь, так и письмо.

 

Упражнение для развития логического мышления

Для проведения этого упражнения нужен набор карточек. Родители кладут перед ребенком несколько листовок обратной стороной. По желанию ребенок берет одну из них и начинает свой рассказ в виде сказки или юмористического рассказа, но обязательно включает то, что изображено на карточке. Потом эстафета передается другому члену семьи. Тот, кто продолжает рассказ, обязательно должен включить изображение на своей карточке. Это упражнение содействует развитию логического мышления.

 

Упражнение для развития речевой активности

Родители предлагают ребенку набор слов: театр, кино, магазин, путешествие в другую страну, которые могут быть использованы для составления небольших рассказов. Получив тему ребенок должен раскрыть ее таким образом, чтоб полностью было раскрыто содержания выбранного слова.

 

Упражнения для развития воображения

Воображение в шестилетнем возрасте чрезвычайно яркое, с характерными чертами бесконтрольности. В процессе обучения она постепенно развивается, прежде всего усовершенствуется отображающее воображение, становясь в последствии более реалистичным и контролируемым.

Интенсивно формируется творческое воображение на основе прошлого опыта, появляются новые образы, от простого свободного комбинирования воображения дети постепенно переходят к логически аргументированному построению новых образов. Благодаря некоторым упражнениям можно достичь повышения скорости создания образов, фантазий и воспитать в детях требовательность к произведениям собственного воображения. Предлагается несколько упражнений для развития творческого воображения.

 

Упражнение для развития воображения посредством гиперболизации объекта

Родители показывают ребенку одну за другой четыре чернильных пятна и предлагают ответить на вопрос: «Что ты видишь на этом пятне?», «Что тебе напоминает это пятно?». Записывается время разглядывания ребенком пятна и ответ. Записанные ответы и время разглядывания систематизируются в таблицу

 

Таблица



№ пятна

Количество обследуемых

учеников

Средний показатель времени рассмотрения пятна

Количество ответов, которые дала группа

Что вы видели в пятне?

 

 

 

 

человека

животного

комара

геом.фигуру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такое же упражнение можно провести например в группе, и по результатам ответов можно сделать выводы про развитие фантазии у детей разных групп и классов, а по тому, что увидел ребенок в пятне – направленность его личности.

Упражнение для развития опережающего отображения реальности

Ребенку зачитывается начало предложения, например: «я пошел в ванную комнату умыться, открыл кран и тут вдруг…» Задача ребенка составить как можно больше вариантов окончания данного предложения. Варианты должны содержать в себе описание необычных, иногда даже фантастических событий. Это упражнение развивает способность быстро и легко рождать самые неожиданные образы фантазий и смело соединять их с каждодневными событиями.

 

 

Выполнено:

Психолог                                                      Е.В. Царева